В некоторых случаях владельцам земельных участков оказывается недостаточно той площади, которая имеется в их распоряжении. На то могут быть разные причины, но неизменным остается главное – существует официальная возможность расширить площадь имеющегося участка путем объединения его с соседним.
Законодательством предусмотрена специальная процедура, которая так и именуется – объединение земельных участков. Она подразумевает создание более крупного земельного надела из двух смежных. Главное – это чтобы участки были смежными, то есть, имели общую границу, и чтобы их владельцы провели межевание и установили четкие границы. В противном случае сделать это будет невозможно. Но это проблема вполне решаема, ведь если межевания нет, то его можно осуществить и оформить все бумаги в соответствии с законом, поставив участок на кадастровый учет.
Исходные участки при объединении снимаются с кадастрового учета, а вместо них регистрируется новый, границы которого определяются в результате геодезических измерений. Возможны два варианта объединения участков – когда собственник у них один и тот же человек и когда это разные люди. В первом случае владелец получает право собственности на вновь образованный участок, а во втором граждане будут владеть долями в общем имуществе.
Порядок объединения земельных участков
Если Вы собрались объединить участки в один, потребуется помощь кадастрового инженера или организации, занимающейся кадастровыми работами. Самостоятельно эти работы выполнить нельзя, поскольку это невозможно без лицензии и специального оборудования. Специалист поможет установить границы нового земельного надела и зафиксировать их межевыми знаками. Проведя необходимые работы, кадастровый инженер подготовит межевой план, соответствующий всем требованиям законодательства. В этом документе будут расписаны характеристики как исходных участков, так и вновь образованного.
Но прежде, чем последует обращение к кадастровому инженеру, необходимо принять окончательное решение об объединении своих участков, либо добиться соглашения между собственниками соседних наделов. Как только достигнуты все договоренности, выполняется межевание и определение границ нового участка. Для того, чтобы выполнить его, потребуются данные из единого реестра недвижимости, если исходные участки были зарегистрированы и поставлены на кадастровый учет. Если же этих данных нет, и по каким-то причинам владельцы не занимались регистрацией, то постановка на учет возможна и после объединения.
После того, как границы нового земельного надела определены кадастровым инженером, необходимо согласовать их с собственниками (если это разные люди). Если одна из сторон изменила решение или не согласна с границами, придется решать вопрос через суд. Если же разногласия отсутствуют, то на основании нового межевого плана можно регистрировать объединенный участок. В состав межевого плана входит подробное описание всех параметров вновь образованного объекта недвижимости.
Еще одно важное обстоятельство – если существовали какие-либо обременения, то и после объединения они будут сохраняться.
Требования к участку
Для того, чтобы процедура объединения участков в Калуге и Калужской области прошла без затруднений, необходимо, чтобы они соответствовали определенным критериям. Это отдельно оговорено в законодательстве. Какие же требования предъявляются к исходным земельным наделам, помимо того, что они должны иметь общую границу?
Граница между участками должна быть закреплена в межевом плане, на котором указаны точные координаты характерных точек. Если окажется, что имеются отклонения от нормативов, потребуется уточнить границы;
У исходных наделов должна быть одна земельная категория и вид разрешенного использования;
После объединения не превышена максимально допустимая площадь для данной земельной категории, определенная региональным законодательством;
Важный момент – расположение территорий, подлежащих объединению, в пределах одного населенного пункта или муниципального образования;
Наличие одного правообладателя в тех случаях, когда объединяются пожизненно наследуемые земли, либо находящиеся в постоянном или срочном безвозмездном пользовании;
Отсутствуют помехи, мешающие размещению других объектов недвижимости.
Пошаговая инструкция по объединению участков
Если Вы решили объединить свои участки или договорились об этом с соседями, то от Вас потребуется ряд действий для того, чтобы данная процедура прошла гладко и без затруднений. Первый шаг после того, как согласованы все условия – это межевание, для проведения которого потребуются услуги кадастрового инженера. Он должен состоять в СРО и иметь соответствующий аттестат. Для оформления договора необходимо представить несколько документов:
Правоустанавливающие документы на участок или документы, подтверждающие право пользования землей;
Документы, удостоверяющие личность собственника или правообладателя;
Доверенность, заверенная нотариусом, если обращается не собственник, а его представитель.
Далее кадастровый инженер приступает к выполнению геодезических работ и установлению точных границ земельных наделов. Результатом является межевой план, который предоставляется в виде бумажного документа, либо в электронном формате (записанной на диск xml схемы). Подлинность и достоверность заверяется усиленной цифровой подписью инженера, выполнившего работы.
Стоимость услуг кадастрового инженера является наиболее затратной частью, так как она зависит от площади объектов и сложности работ, транспортной доступности объекта, полноты пакета необходимых документов.
Как только будет готов межевой план, согласованный со всеми заинтересованными сторонами, наступает момент для следующего этапа – подготовки комплекта документов в Росреестр, поскольку вновь образованный участок необходимо поставить на кадастровый учет. Что для этого потребуется:
Заявление о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации нового объекта недвижимости;
Копия паспорта гражданина, от имени которого подается заявление;
Документы, подтверждающие право пользования участком или право собственности;
Копия межевого плана;
Оформленный по образцу акт согласования границ;
Если обращается не собственник, а его доверенное лицо – нотариально заверенная доверенность, подтверждающая его полномочия;
Чек об оплате государственной пошлины за постановку на учет.
Когда все документы готовы, можно обращаться в Росреестр – как посредством личного визита в офис по месту нахождения участков, так и дистанционно, через официальный сайт Росреестра. Сделать это можно как лично, так и по почте или через интернет — с помощью официального сайта ведомства. Далее остается только ждать, когда специалисты государственной службы рассмотрят документы и подготовят выписку о государственной регистрации. Как правило, это около 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Если все оформлено правильно, то по окончании этого срока Вы получите готовую выписку на руки.